среда, 4 января 2012 г.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ


10-11 класс
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

За недавно отремонтирова…ой и занов… заасфальтирова…ой улицей расположе… Се…ой рынок. За прилавками с белокоча…ой капустой тщательно очище…ой от земли морковью за боч…нками с моч…ными яблоками кваше…ой капустой и маринова…ыми огурцами стоят холё…ые продавц… в накрахмале…ых фартуках. Вот толсте…ый карп с оловя…ыми глазами точно только что выловле…ый из искусстве…ого пруда. Невдалеке торгуют солё…ой и свежемороже…ой рыбой. За сви…ыми тушами на рынок пр…езжают покупатели из отдалё…ых районов города.
2. Определите род имён существительных, запишите слова в соответствующие колонки.
Ветошь, бра, протеже, алоэ, вуаль, авеню, визави, , кофе, святоша, крупье, инкогнито, ханжа, плакса, мозоль, колибри, эсперанто, лебедь, кашне, бедолага, ООН.
3.Каким писателям принадлежат следующие высказывания о русском языке?

а) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтенно с этим могущественным орудием. 

б).. нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. 

в) Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятельми, италианским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно Ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка. 



4. С какими согласными чередуется Ж в современном русском языке? Приведите по одному примеру на каждый случай.

В настоящее время слово кожа имеет значение «покров тела человека и животных». Учитывая чередование Ж с другими согласными, укажите, шкура какого животного первоначально называлась кожей?

5. Подчеркните грамматические основы в следующем фрагменте (включая название) стихотворения В. Маяковского. Определите, какие предложения являются двусоставными, какие – односоставными (в этом случае укажите тип односоставного предложения).

Кем быть?

Инженеру хорошо,
А доктору – лучше.
Я б детей лечить пошел,
Пусть меня научат.

6.   Составьте предложения со словом язык так, чтобы оно выступало  в роли разных членов предложения (форму слова можно изменять).
7.В некоторых русских поговорках упоминаются старинные меры веса или длины. Назовите эти поговорки. Каков смысл каждой из них?
8. Перед вами фрагмент сочинения выпускника (вступление). Найдите в нем лексические, грамматические (морфологические и синтаксические) ошибки и укажите их.  
В произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова два главные герои играют важное значение в истории русской литературы. Прочитав, нам стало понятно, как благодаря реакции, обрушившейся после разгрома декабристского восстания и которая  вынудила молодежь отказаться от активной политической деятельности, они, чувствуя превосходство перед другими, стали эгоистами поневоле  почти что более сто пятьдесят лет назад.

9. Произведите морфемный и словообразовательный анализ слова мальчик.

11. Чья точка зрения на природу слова вам ближе: Л. Шестова или А. Кони? Напишите сочинение-рассуждение на эту тему.

Самое страстное негодующее слово не может и мухи убить.
Л. Шестов

Слово – одно из величайших орудий человечества. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, сильно и вовремя. Оно способно увлекать за собой самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском.
А. Кони


Комментариев нет:

Отправить комментарий